auto

«Автомат» или «механика»? Этим вопросом задается каждый, кто планирует покупку автомобиля, ведь от того, какая коробка передач на нем будет установлена, во многом зависит комфорт езды, особенности обслуживания и эксплуатации транспортного средства.

У каждого из двух вариантов существуют свои плюсы и минусы, их важно учитывать перед принятием окончательного решения.

Практика показывает, что автомобилисты, выбирающие не первое свое авто, обычно остаются верными собственному стилю вождения и не меняют тип коробки передач.

АКПП в подавляющем большинстве случаев выбирают водители младшей возрастной категории, которые ценят комфорт, удобство и простоту управления. Предпочитают «автомат» и автоледи. Однако неоспоримые преимущества автоматических коробок постепенно склоняют на их сторону даже автолюбителей со стажем, ведь вести машину, оснащенную этим узлом, куда проще.

Конструктивные особенности и нюансы функционирования «автомата»

Прежде чем говорить о плюсах и минусах АКПП, стоит разобраться в устройстве механизма. Итак, состоит конструкция из следующих узлов и элементов:

• Гидравлический трансформатор, который передает усилие от силовой установки ведущим колесам.

• Фрикционная муфта, переключающая скорость движения по сигналу электронного БУ.

• Обгонная муфта, служащая для защиты деталей узла от ударов, толчков и вибраций.

• Планетарная передача, которая передает крутящий момент от мотора на необходимые детали КПП.

• Соединительные элементы.

auto

Работает коробка следующим образом. В нужный момент гидравлический трансформатор включает соединенный с коленвалом центробежный насос, а также приводит в действие турбину. Эти детали фактически выполняют миссию сцепления. Масло, присутствующее в трансформаторе, циркулирует под огромным давлением и тем самым способствует передаче усилия от двигателя.

Блок управления, обрабатывающий данные с сенсорных датчиков и учитывающий в том числе положение педали акселератора, подает сигнал о переключении передач. После нажатия на «газ» крутящий момент передается с силовой установки на гидротрансформатор, затем включается требуемая скорость.

Преимущества и недостатки автоматической коробки

Что ж, с устройством разобрались, наступило время рассмотреть плюсы и минусы «автомата». К сильным сторонам данного технического решения необходимо отнести следующее:

• Высокий уровень комфорта езды и легкость управления транспортным средством. Водитель может в полной мере насладиться процессом, не «зацикливаясь» на переключении скоростей, что особенно актуально для новичков. К тому же машины, оснащенные АКПП, более плавно трогаются с места и останавливаются, «откат», которым так часто пугают учеников инструкторы автошкол, в данном случае полностью исключен.

• Высокая безопасность движения.

• Лучшая проходимость по плохому покрытию, в том числе и по заснеженным участкам.

• Меньший износ двигателя.

Несмотря на большое количество достоинств, есть у автоматических коробок и недостатки:

• Более высокая стоимость, если сравнивать с аналогичными моделями автомобилей, оборудованных «механикой».

• Дороговизна ремонта и обслуживания. В отличие от механических КПП, при обнаружении малейшего признака неисправности узла придется ехать в сервисный центр — починить «автомат» самостоятельно невозможно.

• Повышенный расход топлива (в среднем на 10-15 процентов).

• Строгие требования к качеству горюче-смазочных материалов.

• Сниженный КПД мощности двигателя.

• Если разрядился аккумулятор, завести машину «с толкача» будет невозможно.

• Необходимость продолжительного прогрева авто в холодное время года.

Важно отметить еще и тот факт, что автоматические коробки передач весят на 20-30 кг больше механических, что увеличивает общую массу транспортного средства. В некоторых случаях этот момент также стоит учитывать.

auto

Полезные рекомендации для продления срока службы АКПП

Людям, решившим купить машину, которая оснащена «автоматом», не помешают советы опытных автомобилистов относительно ухода и обслуживания такой коробки.

Итак, автоматическая КПП станет идеальным решением для езды в городском режиме, по загруженным транспортом улицам с пробками, а значит, с частыми остановками и последующем троганием с места.

Важно помнить, что конструкция «автомата» сложнее, чем у «механики», она более требовательная в уходе и нуждается в бережном к себе отношении. По возможности следует избегать серьезных нагрузок на трансмиссию – это обеспечит ей продолжительный срок службы.

От частого перегрева снижается эластичность сальников и прокладок, теряется прочность металлических деталей, что со временем приводит к выходу коробки из строя. Важно отметить, что ремонтировать АКПП непросто, многие неисправности вообще не подлежат ремонту, придется выполнять полную замену узла.

Не рекомендуется начинать движение, если масло в коробке не прогрелось надлежащим образом. Специалисты советуют при заведенном моторе, стоя на месте, нажать педаль тормоза, затем попереключать селектор во всех положениях, задерживаясь на каждом из них хотя бы по 30 секунд, и лишь после этого трогаться с места. Чем ниже температура «за бортом», тем дольше нужно прогревать авто перед тем, как начать движение.

Если пришлось долго стоять в пробке, коробку лучше переключить в нейтральное положение, задержав ногу на педали тормоза чуть дольше минуты – это также предотвратит риск перегрева.