Катализатор: нужен ли он

auto

Катализаторы устанавливаются на автомобили с 1970-х годов. Задача катализатора — уменьшить количество вредных газов, выбрасываемых автомобилем в окружающую среду.

Казалось бы — благие и общественно полезные цели, но есть одно “но” — наличие катализатора снижает мощность мотора на 5-10%. Выбор людей в отношении удаления каталитического нейтрализатора основан на том факте, что он снижает мощность двигателя.

Возникает вопрос: нужен ли катализатор, или можно обойтись без него? Есть аргументы как за, так и против. Давайте разберемся!

Как работает катализатор?

Катализатор — это деталь, состоящий из нержавеющего корпуса и прямоугольного фильтра сотовой структуры, который покрыт тонким слоем платины, палладия и родия.

Когда выхлопные газы температурой в 270 градусов проходят через катализатор, происходит нейтрализация окиси углерода, азота и углеводородов. Окись углерода превращается в углекислый газ, азота – в воду, а углеводороды – в углекислый газ и воду. Таким образом, катализатор делает выхлоп автомобиля намного менее опасным для экологии.

Аргументы в пользу удаления каталитического нейтрализатора

Многие считают, что удаление каталитического нейтрализатора решает некоторые проблемы с двигателем и помогает сэкономить деньги. Но на самом деле плюсов относительно немного:

  • увеличение мощности двигателя не более чем на 5-10%;

  • снижение расхода топлива на 5-8%;

  • увеличение срока службы мотора

Последний пункт отлично звучит, но есть небольшой нюанс. Если вы заправляете свой автомобиль этилированным топливом, отверстия сотового элемента вскоре забиваются.

Это создает препятствия для прохождения выхлопных газов через катализатор и вызывает потерю мощности двигателя, перегрев глушителя и изменение состава топливно-воздушной смеси. В результате ваш мотор может быть поврежден. Вот почему чрезвычайно важно обращать внимание на качество топлива и поддерживать катализатор в хорошем состоянии.

auto

Аргументы против удаления катализатора

А как насчет минусов удаления катализатора? На самом деле аргументов против удаления больше, и они более значительны:

  • Удаление катализатора — это внесение изменений в конструкцию автомобиля, что запрещено ПДД. Единственное исключение — старые автомобили, конструкция которых не включает преобразователь. За нарушение этого пункта предусмотрен штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

  • Повышение токсичности выхлопных газов. Помните, что необработанный выхлоп содержит вредные канцерогены.

  • Внутрь автомобиля попадает неприятный запах, вызывающий головную боль.

  • Горячие газы гораздо раньше повреждают глушитель.

Как видите, использование катализатора предотвращает все эти проблемы. И хотя удаление катализатора позволят немного сэкономить и увеличить мощность машины, это увеличение совсем незначительно по сравнению с пользой, которую дает катализатор. Но решение удалять или нет остается за вами.

Что делать, если катализатор сломался?

auto

О выходе из строя катализатора водитель может судить по ухудшению приемистости на высоких оборотах, а также потере тяги. Кроме того, затрудняется запуск горячего двигателя и реакции на педаль «газа» очень вялые.

Чтобы быстро проверить исправность узла, нужно резко нажать газ в пол на холостом ходу. Если обороты набираются очень неспешно и стрелка тахометра останавливается на 3-4 тыс. об/мин, то катализатор неисправен.

Главной причиной поломок катализатора является качество топлива. Самыми опасными для него являются топливные присадки с высоким содержанием железа. Нарушенные регулировки выхлопа двигателя также способны укоротить «жизнь» нейтрализатору. Дело в том, что чересчур большое количество углеводородов в выхлопе способно разрушить рабочую зону узла. Также регулировки в сторону обедненной смеси провоцируют перегрев катализатора и соответственно – снижение срока службы.

При значительном износе цилиндро-поршневой группы, масло, попадающее в систему выпуска, оседает на рабочей зоне нейтрализатора, препятствуя нормальной реакции. Интересно, что повредить катализатор можно даже заводя авто с буксира. Дело в том, что несгоревший бензин оседая на рабочем элементе вызывает нежелательную реакцию. Губительны для внутренней керамической части этого узла также сильные удары о препятствия.

В случае поломки катализатора, рекомендуется обратиться на СТО для установки новой детали. Правда, стоимость ее достаточно высока. Но зато вы получите ту же работоспособность, что и с завода.

Есть правда еще один способ ремонта, достаточно кустарный. Он заключается в выбивании забитой сердцевины узла. Но данный метод чреват увеличением расхода горючего, неточностями в работе электронных систем авто, естественным ростом токсичности. В крайнем случае рекомендуется вместо поломанного катализатора вварить в выхлопную систему обычную прямую трубу.