Механическая коробка передач – краткое описание и принцип работы

auto

Механическая коробка переключения передач, или МКПП, самый простой и надежный вид трансмиссии, который передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Не прихотлива к трансмиссионной жидкости, проста в обслуживании и эксплуатации. Именно поэтому механике и по сей день отдают предпочтение многие автомобилисты, попросту не признающие АКПП, вариаторы и роботы.

Принцип работы коробки

Принцип работы любой механической КПП предельно прост. Состоит она из 3 валов. Первичного, вторичного и промежуточного, на оси которых располагаются шестерни разного диаметра.

Ведомый же вал оснащен муфтами, которые приводятся в движение селектором переключения передач через вилку. Муфты в свою очередь обеспечивают сцепление шестерен ведомого вала разного диаметра с промежуточными шестернями различного диаметра. Как результат, изменяется скорость движения транспортного средства. Этот принцип очень похож на переключение передач современного многоскоростного велосипеда.

Все эти элементы помещены в металлический корпус, который именую картером. Картер непременно заполняется трансмиссионной жидкостью, которая уменьшает физический износ шестерен.

Также стоит отметить работу синхронизаторов, которые позволяют сделать переключение той или иной передачи селектором более мягкой, а также обеспечивают снижение шумности при работе КПП.

auto

Процесс эксплуатации

Каждому неопытному водителю поначалу кажется, что переключать передачи вручную — это сложный и неприятный процесс. Да, если сказать откровенно, в этом МКПП прилично уступает автоматам. Однако, более опытные автовладельцы непременно с этим поспорят и будут также правы. Все дело в том, что механика позволяет вам полностью контролировать динамику автомобиля. Вы самостоятельно можете увеличивать или уменьшать скорость вашего транспортного средства, и даже тормозить коробкой при поломках тормозной системы. Согласитесь, последнего преимущества не дает ни одна из других типов трансмиссий.

Для начала движения достаточным будет выжать педаль сцепления и включить первую передачу. После чего плавно отпускать педаль сцепления, постепенно добавляя газа. Также существует практика трогания с места без задействования педали газа. Достаточно плавно отпускать педаль сцепления, попросту придержав ее при начале движения автомобиля.

В последующем, при наборе или сбросе оборотов, необходимо включать ту или иную передачу селектором, выжимая при этом педаль сцепления.

На первый взгляд кажется сложным, но после нескольких практических уроков, переключение передач МКПП уже не доставляет дискомфорта и не отвлекает от дорожной обстановки.

Обслуживание

Как двигатель внутреннего сгорания, механика нуждается в регулярном техническом обслуживании. В первую очередь автовладельцам рекомендуется регулярно проверять уровень масла в коробке, оценивая при этом его техническое состояние. Проверка уровня трансмиссионной жидкости в МКПП выполняется контрольным щупом, расположенным под капотом автомобиля. Машину ставят на ровную площадку, щуп протирают от старого масла, после чего производятся замеры.

Замену масла в механической трансмиссии зачастую производят каждые 50-60 тысяч километров пробега. Да, у каждого автопроизводителя свой регламент, однако данный интервал является усредненным для всех транспортных средств.

Трансмиссионное масло заливается по рекомендациям производителя, которые можно лицезреть в сервисной книге или в мануале по эксплуатации автомобиля. Подобрать наиболее качественное масло помогает заводской допуск. Масло может быть как оригинальным, так и аналоговым.