auto

«Механика» или «автомат» — этим вопросом автолюбители задаются с того момента, как у них появилась свобода выбора трансмиссии, которой оснащен автомобиль. Не так давно список пополнился еще и третьим вариантом – вариатором. Он — сравнительная новинка рынка, которая, тем не менее, стремительно набирает популярность, обладая целым радом преимуществ и буквально приводя в восторг автомобилистов в виду неимоверного удобства использования.

О том, что представляет собой инновационное техническое решение, каковы его особенности и преимущества, мы сегодня и поговорим.

Что это за «зверь» такой – вариатор?

На первый взгляд вариаторная коробка передач кажется идеальной: в ней нет ступеней, мотор автоматически поддерживается в тонусе постоянно, благодаря оптимальному передаточному числу, гарантируя тем самым отличную динамику и экономичный расход топлива. Но так ли все безупречно на самом деле?

Как говорят эксперты, вариатор не любит резких движений и тяжело переносит продолжительную эксплуатацию на максимальных нагрузках. Любителям агрессивной манеры вождения, так называемого «спортивного» стиля от него лучше отказаться сразу.

Из-за резких рывков, частых торможений CVT (постоянно изменяющаяся передача в переводе с английского) быстро выходит из строя, она практически не подлежит ремонту и нуждается в замене. Выходит, что покупать машину с вариатором лучше людям, которые ездят аккуратно, плавно, спокойно, заботятся о своем авто и о других участниках дорожного движения.

Принцип работы вариаторной КП

auto

На современном рынке представлены вариаторы двух типов – торовые и клиноременные. Более широкое распространение получили клиноременные, которые состоят из двух раздвижных шкивов с натянутым между ними ремнем. Один из шкивов, именуемый ведущим, соединен с мотором, тогда как второй – ведомый – связан с ведущими колесами.

Как уже говорилось выше, шкивы раздвижные, т.е. они состоят из 2 половинок, расстояние между которыми может меняться. Если половинки сближаются друг с дружкой, ремень выталкивается, а если отдаляются – он проваливается внутрь.

Радиус вращения ремня меняется синхронно: если у одного шкива уменьшается, у второго, соответственно, увеличивается и наоборот. Это позволяет плавно изменять передаточное отношение. Если меньше радиус ведущего шкива, нежели ведомого, машина едет на пониженной передаче, если больше радиус ведомого шкива, передача повышенная, а когда радиусы одинаковы, имеет место прямая передача.

Торовые вариаторы – это механизмы, в которых раздвижные шкивы уступили место конусообразным дискам, а вместо ремня стали использоваться ролики. Дисков есть два. Первый, ведущий, соединен с коленвалом, второй (ведомый) – с трансмиссией.

Ролики, прижимающиеся к дискам вплотную, вращаются по вертикальной оси и смещаются по горизонтальной, что способствует передаче крутящего момента. Если ролик касается ведущего диска по небольшому радиусу, а ведомого – по большому, авто движется на понижающей передаче. Когда ролик прижимается к ведущему диску по большому радиусу, передача повышающая, а если радиусы одинаковы, передача прямая.

Особенностью торовых ремней является то, что передаваемый ими крутящий момент гораздо выше, чем у клиноременных. Стоят они дороже из-за более дорогостоящих материалов изготовления (высокопрочная сталь) и специального фрикционного масла, используемого в качестве смазки.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у бесступенчатой трансмиссии, как говорят, «вагон и маленькая тележка». Опишем их детальнее:

• Плавный разгон, отсутствие в процессе рывков и скачков, что обеспечено продуманной конструкцией коробки.
• Оперативность разгона, так как не приходится тратить время на переключение скоростей.
• Отсутствие риска заглохнуть на подъеме.
• Легкость управления (в автомобиле всего 2 педали).
• Бесшумность работы даже в процессе разгона.
• Экономичность в плане расхода топлива по сравнению с другими видами трансмиссии.
• Экологичность (вариатор не задымляет атмосферу, количество вредных выбросов минимально).

Однако есть у столь безупречного, на первый взгляд, решения и недостатки:

• Автомобиль, оснащенный вариатором, не способен длительное время двигаться на высоких оборотах мотора. Людям, предпочитающим спортивный стиль езды, лучше купить авто с КПП иного типа.
• Эта коробка требовательна к качеству масла, менять его следует не реже, чем каждые 20 тыс. км езды.
• Для корректной работы ремня вариаторной коробки нужна специальная жидкость. Найти ее непросто, да и стоит этот расходник недешево.
• Система сложна, поэтому ее ремонт – удовольствие весьма дорогостоящее. Причем, если вышел из строя всего один датчик, перестанет работать вся коробка.